Восхождение Юпитер
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Лана Вачовски, Мария Дойл Кеннеди, Мила Кунис, Терри Гиллиам, Ченнинг Татум, Шон Бин, Эдди Редмэйн, Энди Вачовски
Jupiter Ascending, 2015
Американка русского происхождения, моющая туалеты вместе со своей матерью, однажды оказывается в гуще интриг галактического масштаба. Оказывается, она, в некотором роде, имеет право на управление галактикой - или, как минимум, ее значительной частью, включая Землю. Более того: нынешний правитель Земли рассматривает людей как ресурс для выработки некоего ценного вещества. И скоро он собирается устроить Жатву и собрать урожай.
Режиссер: Энди Вачовски, Лана Вачовски
В ролях: Ченнинг Татум, Мила Кунис, Шон Бин, Эдди Редмэйн, Мария Дойл Кеннеди, Терри Гиллиам
Не могу не согласится с оценками большинства зрителей в том, что фильм получился очень красивым и зрелищным - правда, по части бессмысленности и беспощадности экшена он временами напоминает творчество Майкла Бэя, не к ночи будь помянут. Но в художественном плане Вачовски сняли, похоже, самый озадачивающий фильм в своей карьере.
В первую очередь озадачивает кастинг: мало того, что даже хорошим актерам здесь играть, по сути, нечего, так на главную роль еще и выбрали Милу Кунис - страшную внешне и деревянную по актерской игре. Она неплохо смотрится в "Этим утром в Нью-Йорке", но это была проходная комедия, неплохо выглядела в "Озе Великом и Ужасном", но у Рэйми даже такое полено способно неплохо сыграть. А уж давать ей в противники Эдди Редмэйна с его манерами усталого декадента и необычной, но крайне интересной внешностью - это было и вовсе жестоко. Ему даже стараться не надо, можно просто смотреть с томным видом - и все становится ясно. Что уж долго говорить, если даже Ченнинг Татум, еще одно почетное дерево Голливуда, на фоне Милы Кунис в этом фильме смотрелся довольно выигрышно. Еще одна звезда тупых комедий, ага - в "Конец Света 2013" он смотрелся вполне на своем месте, а вот в "Орле Девятого легиона" уже вызывал недоумение и хихиканье у всех кроме озабоченных девушек. С другой стороны, такой демонстративный подбор актеров может объяснятся весьма просто: Вачовски сознательно набрали бревна, чтобы они не отвлекали от зрелищных сцен, декораций, костюмов.
Напоследок нельзя не отметить, что в небольшой, но приятной роли здесь снималась
Мария Дойл Кеннеди, звезда сериалов "Темное дитя" и "Тюдоры". В небольшом, но забавном камео всплыл и культовый режиссер Терри Гиллиам: он появляется в сцене, пародирующей бюрократию и явно отсылающей к "Бразилии", облизанной критиками антиутопии самого Гиллиама. Другой разговор, что в саму структуру фильма, на первый взгляд, эта сцена не вписывается, но об этом чуть позже. Ну и, наконец, не могу не отметить роль Шона Бина, звезды "Игры престолов" и "Властелина колец": его выбор на роль оказался, пожалуй, даже более вызывающим, чем выбор Кунис на роль красавицы и главной героини. Как-никак,
- это почти авангард.Но - шутки в сторону, пора поговорить о самом фильме, в структуре которого актеры, похоже, не самое главное. Большинство отечественных зрителей, похоже, просто не смогли это оценить, но "Восхождение Юпитер" - плоть от плоти космической оперы, причем самой, что ни на есть "корневой", времен "палпа" и Эдмонда Гамильтона. Это современная космическая опера ушла в дебри типа "Игры Эндера", а то и вовсе Буджолд - а во времена "Звездных Королей" все было иначе. И именно теми временами, судя по всему, вдохновлялись Вачовски. Основа сюжета совпадает практически полностью: обычная землянка оказывается на просторах галактики, где правят и воюют аристократы, владеющие целыми планетами и звездными системами. Она оказывается ключевой фигурой интриги, совершает судьбоносные поступки...
Вот тут-то Вачовски и показали норов, насытив этот скелет массой ироничных деталей. Главная героиня, конечно, устала драить унитазы (увидеть Милу Кунис за этим занятием - уже приятный подарок, это да), но вовсе не мечтает стать галактическим политиком. Более того, она не совершает ничего судьбоносного даже на уровне "Мэри Сью", что для палп-литературы было бы вполне приемлемо. По сути, она "макгаффин", нечто неважное само по себе, но заставляющее других героев суетиться, а сюжет двигаться. Более того - для космической оперы у фильма совершенно немыслимый финал (СПОЙЛЕР): она возвращается на Землю, видимо, намереваясь и дальше драить унитазы, а вся ее власть и возможности используются для того, чтобы полетать по небу с мальчиком. Для классической космооперы этот ход просто немыслим: человек не может отказаться от зова звезд и бессмертных аристократов. Да, в первой версии "Звездных королей" герой был вынужден вернуться на Землю и его принцесса последовала за ним. Но, во-первых, им не грозило драит унитазы, а во-вторых - это в принципе другой расклад.
Работают на эту версию и другие нюансы - вроде вышеупомянутой сцены, пародирующей бюрократию. В классическом палпе это было бы невозможно, он серьезен по отношению к звездам и их обитателям, рисуя их как контраст обыденной жизни и своего рода рай.
Словом, похоже, Вачовски показали редкий фокус: формально они сняли типичную старомодную космооперу, едва ли не более архаичную, чем классическая трилогия "Звездных войн", но на деле пропитали свое творение иронией и вывернули каноны жанра наизнанку. Другой вопрос, что эта их выходка, похоже, осталась непонятой. Но, со временем, полагаю, я бы пересмотрел этот фильм, чтобы еще раз проследить подобные нюансы, уже зная, что из себя представляет "Восхождение Юпитер".