Судная ночь 2
Рубрики: Фильмы » ОбзорыМетки: Джон Бизли, Зак Гилфорд, Кармен Эджого, Судная ночь, Фрэнк Грилло, Эдвин Ходж
The Purge: Anarchy
Все преступления легальны - но только на одну ночь. Несколько невинных человек оказываются на охваченных насилием улицах, под защитой человека, который явно намерен принять участие в Судной ночи. Но, оказывается, то, что творится на улицах - несколько менее стихийно, чем всем казалось...
Режиссер: Джеймс ДеМонако
В ролях: Фрэнк Грилло, Кармен Эджого, Зак Гилфорд, Джон Бизли, Эдвин Ходж
Первый фильм, как я и писал на днях, был интересен по задумке, но не слишком удачен по исполнению: начало, обрисовка мира, было интригующе, но потом все скатилось к обезжиренному слэшеру с довольно глупыми, даже по меркам жанра, героями. Тем не менее, он был не безнадежен.
Второй фильм совершенно другой, сменился, в первую очередь жанр - но, с чисто профессиональной точки зрения, он сделан гораздо удачнее. Как боевик он, пожалуй, смотрелся интереснее, чем "Неудержимые 3" - за счет удачной примеси триллера и нескольких неожиданных поворотов. "Очищение: Анархия" (если уж воспользоваться правильным названием, а не тем, что придумали русские прокатчики) смотрится гораздо напряженнее своего предшественника: на мой взгляд, есть недоработка в развязке, но не такая уж и серьезная. Просто, если уж персонаж весь фильм идет мстить, то
Еще одна удача в том, что на этот раз перед нами открытый город, а не одинокий дом с выключенным светом, мы видим гораздо больше персонажей - и по отношению к самой Судной Ночи они ведут себя совершенно по-разному. Мы видим участников, невинных людей, которые стали жертвами, богатых, которые превратили Судную Ночь в дорогое развлечение "не для быдла" и бедных, которые решились дать организованный отпор.
Другой разговор, что все это разнообразие замешано на сравнительно простой социальной философии явно левацкого толка, причем за счет упрощений автор любит "поиграть в популизм". Во всем, естественно, виноваты богатые, они придумали Ночь, чтобы истреблять бедных и, тем самым, держать экономику "в тонусе"... Ну и так далее. При этом на улицах практически нет людей, город едва ли не пустынен - и дело не в том, что не хватило бюджета. Это, похоже, позиция принципиальная: Судную Ночь нужно было показать как явление, по сути, маргинальное, выигрышное только "богатым". Все остальные боятся этой ночи и не хотят принимать в ней участие, намекает режиссер. Разумеется, это упрощение, что блестяще подтверждает обычная криминальная хроника: во-первых, обладая деньгами, совершенно не обязательно было бы проталкивать такой экзотический закон. Можно попробовать просто откупиться. Во-вторых, среди сравнительно низких слоев населения кровавые разборки тоже оказались бы довольно популярны: пьяной поножовщины хватает и в нашем мире. По сути, если уж дело в экономике и количестве населения, то проще окружить трущобы, поджечь их, отстреливая убегающих, а потом списать на "антитеррористическую операцию" или еще что-нибудь подобное.
Словом, как метафора, Судная ночь изобретение довольно яркое, но социальная философия автора не особенно впечатляет. Если бы на экране действительно предстали все против всех, пусть и направляемые сверху - это было бы несколько правдоподобнее и эффектнее. Но, тогда вся мысль про плохих богатых и хороших бедных пошла бы ко всем чертям. Зверь в человеке не зависит от его социального статуса. Более того - в условиях безнаказанности, в ход бы пошло далеко не огнестрельное оружие, которое не дает настоящий выход агрессии. Но, орудуй персонажи холодным оружием - и спецэффекты бы понадобились иные, и цензура была бы в большей ярости. И еще одно, явно тоже вызванное заботой о возрастном рейтинге ограничение: почему-то, в условиях полной безнаказанности, уже два фильма подряд, не было ни одной попытки совершить изнасилование. Даже в начале, когда сосед приходит "с претензиями" в адрес главной героини и ее дочери за "спесивое" поведение, он ее не пытается изнасиловать, что несколько противоречит психологии: месть женщине за то, что его "не замечали", скорее всего, приобрела бы именно сексуальную форму. Она могла бы закончиться убийством, но никак не начаться им.
В целом, как я уже и говорил, философия автора, при попытке в нее вдуматься, не впечатляет, но уже само намерение в наши дни создать триллер и боевик с философией - это неплохо. Тем более, что как боевик и триллер второй фильм получился заметно лучше первого и заставляет с оптимизмом смотреть на перспективы третьей части.