Последняя из Красных Шапочек
Le dernier chaperon rouge, 1998
Чудовище, живущее в лесу, напало на Красную Шапочку и покалечило ноги. Девушка сумела убить чудовище - и осталась жить в его доме, мечтая лишь об одном - танцевать, как раньше. И вот, много лет спустя, в лесу появилась новая Красная Шапочка - молодая, с красивыми ногами...
Режиссер: Ян Кунен
В ролях: Эммануэль Беар, Марк Каро
У меня забавные отношения с самим жанром "переделка сказки на новый лад": я люблю его и довольно часто смотрю - но вознаграждает он редко. Данный экземпляр и вовсе вызывает странное ощущение - в фильме хорошо практически все, кроме сценария и режиссуры.
По сути, перед нами сюрреалистическая фантазия на тему, хоррор-мюзикл с приятными слуху, хотя и не запоминающимися песнями. Он красиво снят, декораторам, гримерам, костюмерам - мое почтение. Эммануэль Беар на диво здесь обаятельна и демонстрирует довольно интересный образ: самой актрисе, как я понимаю, здесь хорошо за тридцать, но ее Красная Шапочка - наивная девочка с огромными глазами и забавными косичками. С другой - и, как мне кажется, намеренно - из под этого образа временами выглядывает взрослая женщина, чтобы тут же спрятаться обратно.
Если же говорить о сценарии, то тут возникают многочисленные вопросы. По сути, каков каркас сказки Перро: это история странствия, Красная Шапочка отправляется к Бабушке - дружественному ей, но, по сути, пассивному персонажу: в большинстве версий Бабушка - просто цель путешествия. По дороге она встречает враждебную силу, Волка и, в финале, сталкивается с подменой: Волк прикидывается Бабушкой и Красная Шапочка, не распознав обман, гибнет. В некоторых версиях ее потом спасают, но это уже поздние добавления. Любопытно здесь то, что, как минимум еще во времена Пьерро, в сказке видели отчетливые сексуальные мотивы, а по мнению Берна, насколько я понимаю, в сюжете явно подразумевается сексуальная агрессия, причем еще вопрос, кто этим агрессором выступает. Его анализ сказки с точки зрения марсианина всецело рекомендую: чтение любопытное и забавное.
В фильме Кунена подавляющее большинство акцентов смещены: если мы примем, что старая Красная Шапочка - местный аналог Бабушки, то нельзя не заметить, что здесь она - сила враждебная. Более того, непонятно, зачем вообще Красная Шапочка полезла к ней в дом, почему стала беседовать с непонятным существом в постели - и так далее, и тому подобное. На мой взгляд, мотив подмены здесь не возникает - более того, по сути, эта история двух агрессоров, вырывающих друг у друга жертву. Охотники здесь вообще выброшены за ненадобностью, но это в любом случае персонажи необязательные и появившиеся в поздних версиях сказки.
На мой взгляд, произошло здесь следующее: весь каркас истории был полетел в окно и заменен на свой, не вполне внятно изложенный сюжет. Чтобы оправдать название фильма, были сохранены отдельные мотивы, образы и даже знаменитый финальный диалог про глаза и зубы. На мой взгляд - чистейшая отмаза, потому что настоящий сюжет фильма - в другом. Напомню, что он начинается с истории балерины, потерявшей ноги и мечтающей их вернуть, а продолжается - Эммануэль Беар в очень коротком, едва прикрывающем бедра, платье, которое, к тому же, то и дело задирается то ветром, то персонажами. По сути, перед нами чисто фетишистское кино, в котором режиссер прилюдно восхищается ногами актрисы - примерно как у Тинто Брасса суть многих фильмов - в обожании необъятных задниц. При этом, не могу не отметить, что как режиссер Брасс гораздо талантливее и интереснее Кунена, а те обрывки истории, которые заменили первоначальную историю - не убедительны, обрывочны и сами по себе особого интереса не вызывают.
По сути, этот фильм - набор очень красивых кадров под неплохую музыку, и не более того. Искренне подозреваю, что рассматривать кадры из него под саундтрек будет интереснее, чем смотреть сам фильм. Вместо того, чтобы рассказать историю - пусть и кардинально отличающуюся от истории Красной Шапочки, это грех простительный - автор фильма увлекся созданием антуража и привнесением в киноленту как можно большего количества "сюрреалистических наворотов". Не спорю, есть категория зрителей, которая способна обнаружить откровения даже в пятнах Роршаха и чем менее осмысленно действо на экране, тем больший кайф они, соответственно, получают. Но это, извините, не моя чашка чаю.