Великолепное трио
Bian cheng san xia, 1966
Сын уважаемого генерала столкнулся с преступлением: крестьяне похитили дочь местного управляющего. Но, как оказалось, он настолько притеснял местных жителей, что юноша принял сторону похитителей.
Режиссер: Чан Че
В ролях: Пинг Чин, Юй Ван, Луй Мин, Ло Ле, Тень Фэн, Пань Иньцэ
Чан Че - классик боевого кино вообще и фильмов Shaw Brothers в частности, но этот фильм - его ранняя работа, и, как мне кажется, воспринимается, скорее, как проба пера. Что интересно - многие актеры и актрисы этого фильма еще встретятся с ним на съемочной площадке гораздо более громких хитов.
С точки зрения современного зрителя, назвать этот фильм сексистским - это значит еще слегка приуменьшить. В отличие от "Пойдем, выпьем со мной", снятого в один год с этим фильмом, у женщин здесь всего две функции: страдать и помирать. Более того, благородный герой, увидев девушку, похищенную и привязанную к столбу... выговаривает ей за слишком дорогую заколку, но даже и мысли не допускает отвязать ее, например. Правда, убить ее он чуть позже все же помешал - видимо, чтоб хоть как-то отличаться от "злодея", который прирезал девушку-крестьянку, не моргнув и глазом. Словом, в этом отношении в наши дни кино может показаться весьма необычным.
И достоинства, и недостатки боевых сцен в этом фильма хорошо заметны в сцене драки во дворе, во время попытки спасти главного героя. Его приятель героически отбивается во дворе от нападающих строго по одному противников, к ним приходит подкрепление с луками, причем один из них даже попадает, но все равно новая волна стажи хватает копья и пытается окружить героя. Но зато снято неплохо - как, например, и расправа над бандитами, ждавшими денег, показанная незадолго до того. Отлично выглядит и попытка убийства персонажа Ло Ле, когда на него нападают у любовницы - причем как раз здесь есть элементы и кун-фу, а не только фехтования.
В целом, в фильме можно найти следы так сказать "переходного периода" - от довольно условных фехтовальных поединков прежнего кино - к кун фу, которое и прославит студию буквально через год-другой, в том числе, в фильмах самого Чана Че. Но по большому счету, боевые сцены здесь еще не слишком запоминающиеся и увлекательные. Надо, правда, учитывать, что в них, как мне кажется, в ход пошел "героический стиль", когда каждый удар главного героя наносит ущерб сравнимый с выстрелом пушки, а противники именно поэтому и бояться к нему приближаться. Это условная манера, реализма от которой ждать не стоит.
Другой разговор, что боевые сцены, похоже не главное, что интересовало авторов фильма: здесь достаточно сложный для кун-фу боевика сюжет с политическими интригами, героями, меняющими стороны в конфликте и тому подобном. Другой разговор, что особенно увлекательным он не выглядит, а основные поворотные точки понятны едва ли не на вступительных титрах. Игра актеров, с одной стороны, особых претензий не вызывает, но и сочувствия к персонажам не испытываешь - даже в сценах их гибели. Тем не менее, моральная двусмысленность героев и сами "хитросплетения" сюжета наводят на мысли о влиянии Куросавы с его "Семью самураями" и "Телохранителем" - при всей несопоставимости уровня этих фильмов.
По большому счету - любопытный, но не выдающийся фильм, который, на мой взгляд, вполне можно и пропустить