Ужас в опере

]]>
]]>

Opera (Dario Argento, 1987)

Opera (Dario Argento, 1987)

Машина сбивает оперную приму перед самой премьерой и ее роль отдают молодой дублерше, которая немедленно становится знаменитостью. Но трагедия с примой была только первой: по театру кружит убийца, заставляя новую звезду смотреть как он убивает.

Режиссер: Дарио Ардженто

В ролях: Кристина Марсильяч, Иэн Чарлсон, Урбано Барберини, Дария Николоди, Коралина Катальди-Тассони

Собственно, уже завязка сюжета однозначно вызывает в памяти "Призрак оперы", свою версию которого Дарио снимает через несколько лет: молодая певица, сменившая звезду, ее триумф, убийца, который явно ревнует девушку - и так далее. Все это мотивы, знакомые по Гастону Леру и вариациям, на заданную им тему.

Фильм получился не лишенным типичных для жанра недостатков, но здесь они не раздражают, явно перекрываясь достоинствами. Великолепно снятые сцены с глазами - так умело подчеркнута при съемке их влажность и уязвимость, что мурашки продирают. Незабываемое впечатление производят и сцены с воронами, изобретательно и интересно снятые.

С одной стороны, перед нами достаточно типичный "джалло": закрученный сюжет, но ни расследование, как таковое, ни разгадка особого впечатления на зрителя не производят. Зато здесь есть эстетские съемки, смачно и изысканно снятые убийства, изобретательностью в причинении смерти. Более того: в каком-то плане это типичный фильм Дарио Ардженто: здесь есть планирование по архитектурным достопримечательностям, как в "Дрожи", но снятые менее затянуто и скучно. Есть головокружительные кадры с винтовой лестницей - мотив, тоже достаточно частый в его творчестве. В остальном, правда, фильм не слишком типичен и многие мотивы, неизменно присутствовавшие раньше, в этой работе пропали.

Зато осталась, к ее же собственному удивлению, Дария Николоди - в небольшой роли, но зато с технически сложной и любопытно снятой сценой убийства. Как вспоминает сама актриса: "К тому времени наши отношения уже два года как прекратились, но он все же позвал меня на роль, не знаю, почему - возможно, он считал меня своим талисманом, потому что предыдущие его фильмы с моим участием были очень успешны". Тут, мне кажется, актриса себе льстит, да и просто преувеличивает свой вклад в успешность фильмов, но как знать, какие побуждения двигали режиссером. В сцене гибели этой героини, определенно, можно уловить оттенок садизма по отношению к актрисе. Далее, разумеется, будут СПОЙЛЕРЫ.

Итак, героиня приникла к дверному глазку, в это время в него стреляют - причем мы видим полет пули - попадают ей в глаз, пуля выходит из затылка, героиня, уже мертвая, падает навзничь. В описании выглядит не так уж и впечатляюще, но снять это было непросто. Съемка шла двумя камерами, на одной мы видели лицо актрисы, на другой - ее фигуру в полный рост, так что применить дублера не получилось бы и даже подстелить матрас на место падения - тоже нельзя. Более того, к глазу ей привязан пакетик с искусственной кровью, а к затылку... взрыв-пакет. Сама актриса утверждала, что это был динамит и что она опасалась за свою жизнь, считая, что Ардженто собрался ее убить. Мастера спецэффектов, а на фильме снова работал Стивалетти, утверждали при этом, что используют половинный заряд в целях безопасности. Снимать эту непростую сцену Николоди потребовала с одного дубля, так как "дважды рисковать жизнью не намерена". По поводу риска и прочего - подобные миниатюрные "взрывы" на голове персонажей в хорроре - дело нередкое и, к примеру, в документалке о съемках "Рассвета мертвецов" в версии Зака Снайдера, видно, что это довольно привычный и забавный для участников съемки прием. Так что, возможно, весь этот психоз - проявление личности Николоди, но, с другой стороны, возможно, что в те годы эта технология была более опасной для актера, не уверен.

Один из самых запоминающихся трюков в фильме - кусочки скотча с иглами, которые убийца наклеивал героине, чтобы она не могла закрыть глаза и смотрела за убийствами. Самое забавное, что такие штучки Ардженто сначала намеревался... раздавать зрителям на киносеансе, в качестве "шутки" по поводу невозможности смотреть такие кровавые фильмы. От этой идеи пришлось отказаться, зато он ее использовал в фильме.

Что касается остальных спецэффектов, то самые запоминающиеся из них были связаны с воронами. Здесь и съемка с точки зрения летящей птицы - для этой сцены в оперном зале сняли люстру и закрепили на ее месте управляемую систему, позволяющую крутить камеры под разными углами. Некоторые вороны были созданы при помощи аниматроники, для сцен, в которых настоящую птицу "сыграть" заставить невозможно. Они управлялись удаленно, со специального пульта.

Остальные актеры не произвели особого впечатления. Роль инспектора, которого играл Иэн Чарлсон, была специально написана так, чтобы персонаж выглядел "блеклым, немного деревянным, почти лишенным эмоций" - для того, чтобы создать контраст к его поведению в финале. Интересно, что на момент съемок актер был болен СПИДом и знал об этом. Что довольно символично для "Ужаса в опере": как говорил сам Ардженто, "это фильм без любви, здесь никто никого не любит, а если и пытается, то терпит неудачу". Любопытно еще и то, что в этом фильме, среди персонажей которого, в отличие от почти всех предыдущих фильмов Ардженто, нет представителей "нетрадиционной ориентации" - главную роль играет известный актер-гомосексуалист.

Что касается актрисы в главной роли, то для Кристины Марсильяч это самая известная работа в кино. К слову, она в этом фильме мелькнула обнаженной, но это далеко не единственный случай в ее карьере, были и более подробные "демонстрации".

Сам Ардженто был не в восторге от работы с ней, говорил, что она капризна и не следует указаниям режиссера. С другой стороны, он никогда и не был актерским режиссером, в его фильмах угол, с которого снимают декорации или освещение, выбранное для сцены, зачастую, на мой взгляд, важнее для общего эффекта, чем нюансы актерской игры.

Что касается темы оперы, то, как оказывается Дарио Ардженто всегда любил этот жанр, "не только за мелодии, но и за сюжеты, переполненные страстями и насилием". Ему предлагали пару раз ставить оперы на сцене, но идеи режиссера показались слишком радикальными, а традиционную постановку он делать не хотел. К примеру, он предлагал поставить "Риголетто", который, без изменений текста, стал бы "очень вампирским". Музыка в фильме, разумеется, играет большую роль, помимо "Goblin" были задействован даже Брайан Ино, не говоря уж об очередной порции металла, но, на мой взгляд, рядом с Верди они все несколько проигрывали.

Ну и, наконец, немалое влияние на фильм оказал и выбор самой оперы, которую ставят герои: "Макбет" Верди потребовал, во-первых, выбора очень юной актрисы на главную роль, потому что у Верди эта партия написана для 17-летней певицы. От идеи найти певицу, которая сможет сыграть роль в фильме, отказались практически сразу, в саундтреке звучит голос великой Марии Каллас. Ну и, наконец, по мнению Ардженто, "проклятие Макбета" настигло и его фильм тоже. В театральной среде это произведение Шекспира считается несчастливым и даже именуется обидняками как "шотландская пьеса". Во время работы над фильмом в серьезную аварию попал Чалсон, некоторое время даже рассматривалась замена актера, не смотря на то, что большая часть материала уже была снята. Так же во время съемок умер отец режиссера, Сальваторе Ардженто, так что Дарио утверждал, что верит в проклятие "шотландской оперы".

Единственное, что у меня вызвало некоторое недоумение, так это концовка. Впрочем, недоволен был не только я: американские дистрибьюторы фильма хотели, чтобы финал в Швейцарии был вырезан, но Ардженто отказался. Любопытно, что навеян он был творчеством Томаса Харриса: Дарио очень ценил его роман "Красный дракон", но ему не нравилась первая экранизация книги, "Охотник на людей", в частности из-за концовки, которую в экранизации изменили. Как бы то ни было, в результате получился один из лучших фильмов самого Ардженто, атмосферный, увлекательный и довольно необычный даже по меркам его творчества, а ос временем я, возможно, "распробую" и концовку.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us