]]>
]]>

Engrenages, 4 season

Engrenages, 4 season

Следствие над Лорой в самом разгаре, но уже возникло новое дело. В лесу найден труп мужчины, которого выкинули из машины - у него нет большей части лица, разворочена грудная клетка, оторван конечности... А тут еще из-за не вовремя попавшегося эмигранта начинается едва ли не гражданский бунт.

В ролях: Кэролайн Пруст, Одри Флеро, Филипп Дюкло, Тьерри Годар, Грегори Фетусси, Брюно Дебрандт, Абделхафид Металси

Сезон начался довольно необычно: во-первых, сюжетная линия прошлого сезона продолжается практически непрерывно - Лора под следствием из-за смерти маньяка. При этом возникает забавный поворот: все, включая любовника из уголовки, ее выгораживают, но один из членов команды стоит на своем, противореча показаниям остальных. В прошлом сезоне его не было, хотя сам персонаж утверждает, что работает с ребятами уже четыре месяца и участвовал в финале охоты на убийцу. Самое смешное, что он, при этом, заявляет: "Вы никогда меня не замечаете" - понятно, если ты только в этой серии появился. Впрочем, такие прыжки в последовательности событий на стыке сезонов для французских сериалов довольно характерны.

Во-вторых, немного необычно то, что нам сразу, еще до вступительных титров, показывают преступников, которых Лоре и ее команде предстоит искать, а к концу первой серии мы более-менее представляем себе, чем они занимаются.

Линия Жозефины тоже любопытна: она будет защищать негра, эмигранта, но, в кои-то веки, он, на первый взгляд, является не злодеем, а жертвой системы. Да, он живет во Франции по поддельным документам, но он платит здесь налоги, у него есть девушка-француженка и более того - она беременна. На уровне "бытовой логики" зрителя это, несомненно, работает, но, что интересно, создатели сериала все в той же первой серии вносят "нюанс": люди, которые пришли его защищать, связаны с теми самыми террористами, с которых и начался сезон.

В первой же серии нового сезона появляется и еще один колоритный персонаж: владелец ночного клуба и, разумеется, мафиозо в исполнении Абделхафида Металси, звезды сериала "Шериф" - недурственного процедурала, но гораздо более близкого к американским образцам жанра.

К сожалению, при хорошем старте, сезон быстро превратился в брата-близнеца предыдущего: тоже много сюжетных линий, тоже многие из них ведут в никуда, хотя и кажутся многообещающими. Ок, в начале сезона давят на Лору, пытаясь засудить ее за историю с маньяком - и чем это кончается? Да, на Жилю давят бандиты, казалось бы, загоняют в угол - и... чем это кончается? Правильно, в обоих случаях - переходом к другой сюжетной линии. В результате, вся эта суета размывает напряжение, а не увеличивает его. Другой разговор, что возникает ощущение, что это не просчет создателей сериала, а часть их стратегии: они, похоже, из двух существующих стратегий в полицейском триллере окончательно выбрали третью.

Engrenages, 4 season

По сути, в этом жанре есть всего два варианта: либо мы рассказываем о гении, который справляется с любыми загадками - от Шерлока Холмса до "Менталиста". Либо наоборот - об обыкновенном человеке, который превозмогает обстоятельства, справляется вопреки тому, что он - обычен. Предельный случай этого варианта - нечто вроде "Фарго", в котором коп - беременная домохозяйка, которая, тем не менее, может и раскрыть запутанное дело.

В "Спирали" - и, похоже, сознательно - выбирают третий вариант: все усилия героев, все, что они делают, плохое и хорошее, не ведет никуда или приводит к совершенно неожиданным вариантам. Именно поэтому даже такой резкий ход, как попытка самоубийства Жозефины (лично я, скорее, поверю, что выпилят Лору, чем мэтра Карлссон) - и тот не приводит ни к каким резким переменам. Любопытно и то, что Пьер умудряется ее на всем протяжении сезона осуждать, хотя сам работает на жалованье у бандитов и тоже совершает вещи, мягко говоря, не вполне этичные. С другой стороны, это можно оправдать тем, что Пьер таки пытается сопротивляться: к примеру, когда ему предложили намеренно посадить клиента, он таки нашел другой выход. Жозефина же, не смотря на моральное сопротивление, обычно поступает, как ее просят.

Само по себе сквозное расследование сезона построено на все тех же принципах, что и в прошлом сезоне: зацепившись за одно дело, герои выходят на более крупное, занимаются уже им, ситуация нагнетается, пока дело не доходит до взрыва - причем, теперь уже в буквальном смысле. Финал сезона только укрепляет убеждение в том, что хаос, творимый героями и творящийся вокруг них - сознательная стратегия сценаристов: ничего не понимающая и не умеющая дура лезет "на дело", истерит, потом, услышав не во время ляпнутые слова, нажимает на заветную кнопку... Бам! Не Красная Свадьба, но тоже зажигательно...

В этом сезоне окончательно "замазали" всех: полицейских, адвокатов, прокуроров, преступников и номинальных "жертв" - причем расистский элемент никуда не делся. Опять половина действия крутится вокруг эмигрантов, среди которых полно арабов и негров. Как уже говорилось, вроде бы, нам положено сочувствовать эмигрантам, они же жертвы - но, при этом, постоянно подчеркивается их связь с террористами, да и как ни крути, жизнь и работа по поддельным документам - нарушение закона. Про террористов и вообще речь молчит: большую часть сезона они откровенно маются дурью, толком сами не понимая чего хотят, а сам теракт никак не мотивирован, кроме личных "разногласий" с отрядом Лоры. В общем, оказалось, что лучше всего у этих террористов получалось трахаться - в реальной жизни, впрочем, такое тоже бывало, в молодежных группировках "политических активистов". К слову - соответствующие сцены здесь сняты довольно странно: мужчина не стесняясь демонстрирует свое достоинство, а вот дама прелести прячет - такое вот странное следование рейтингу.

Engrenages, 4 season

Более того: в данном случае, отрицательные персонажи начинают выглядеть симпатичнее. Прокурор Машар неожиданно оказывается не просто сволочью, как в былых сезонах, а вполне вменяемым карьеристом. Даже новый начальник Лоры получился вполне живым, хотя и антипатичным: это тоже карьерист, но при этом еще и тупой.

Но, в любом случае, независимо от того, что задумывали создатели, смотрится сезон без прежнего увлечения, по большому счету, он начинает "работать" не от действия, а от привычки к персонажам как таковым - это типично, как мне кажется, скорее для американских сериалов, чем для французских. Хотя, трудно спорить - после финала так и тянет сразу же включить первую серию нового сезона и узнать, что было дальше.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us