Роберт Хайнлайн - Уплыть за закат
Robert A. Heinlein - To Sail Beyond the Sunset
Героиня этой книги проснулась в кровати с котом и трупом незнакомого мужчины. А последнее, что она помнила это свою поездку на рейсовом автобусе между измерениями - и аварию, которая в нем приключилась....
Это был последний роман классика научной фантастики, опубликованный при его жизни. И один из самых любимых мной, во всей его обширной библиографии. Это действительно "закатная книга": неспешная, величавая, полная воспоминаний и размышлений - но до чего же от нее захватывает дух. В каждой странице чувствуется, что ее автор - человек, уже поживший на свете и немало повидавший, но какой же жаждой новых впечатлений и открытий она пронизана. Я часто говорил, что когда и если постарею - я хотел бы быть похожим на героев Хайнлайна, таких как Джубал Хершоу из "Чужака в земле чужой" - он, кстати, появляется и в этой книге, как один из эпизодических героев. А Морин Джонсон, героиня и рассказчица "Уплыть за закат" - и вовсе его женский аналог, в каком-то смысле.
С общепринятой точки зрения - она совершенно безнравственная особа, что не мешает ей быть кристально честным человеком. Еще в самом начале книги она вспоминает, как отец побудил ее выработать собственный свод правил - и не отступать от него. В большинстве пунктов они расходятся с "общепринятыми ценностями", но героиня нарушает так называемые приличия часто и с удовольствием: главное, с ее точки зрения, не дать себя в этом уличить и даже заподозрить. К примеру, Морин Джонсон выступает за полигамные отношения - и даже не имеет ничего против инцеста. По ходу книги героиня успевает переспать с собственным сыном и выйти за муж за своего отца. Вообще, как я, кажется, уже отмечал, степень сексуальной свободы, которую считают нормальной герои Хайнлайна, для меня, например, неприемлема - при том, что Грандмастер фантастики родился на семьдесят лет раньше меня. Кстати, подобные мотивы, кажется, характерны, скорее, для его позднего творчества, и самому автору в то время было уже немало лет...
Кстати сказать, я далеко не уверен, что сам Роберт Хайнлайн разделял подобные убеждения и применял их на практике: возможно, здесь просто сказалась его страсть провоцировать...
Возвращаясь к роману: героиня путешествует во времени и пространстве, она попадает в другие измерения и на другие планеты. Против нее формируется заговор террористов, но все это пиршество НФ достойное Муркока лучших лет - только обрамление для "главного блюда". Да, роман во многом завершает знаменитую "Историю Будущего", которую Хайнлайн начал писать еще в 30-е годы XX века (напомню, что этот роман опубликован в 1987 году, полвека спустя). Да, он увязывает многие хвосты - к примеру, Мэри сыграла немаловажную роль в жизни Гарримана, персонажа раннего рассказа Хайнлайна "Человек, который продал Луну": человека, в мире Хайнлайна, который сделал возможным первое космическое путешествие. И да - конструкция "Истории будущего" по своей сложности вполне способна соперничать с Мультиверсумом Майкла Муркока, которого критики объявили новатором. Но главное все же не это - вслед за, по видимому, уважаемыми Хайнлайном, авторами XIX века, он пишет роман взросления: длинную автобиографию персонажа, в которой важнее всего именно воспоминания, подведение итогов, размышления. Причем, суть не в том, чтобы навязать читателю свой взгляд на вещи - скорее в том, чтобы вдолбить в его голову умение мыслить самостоятельно. Вам не нравится инцест? Сколько угодно - но подумайте, и решите почему. И не приходите с ответом "так мама сказала" - ни Хайнлайн, ни Мэри Джонсон его не примут. Причем гипонитизирующая сила этих размышлений такова, что когда действие книги возвращалось к своим фантастическим элементам, я даже ощущал некоторую досаду: книг о путешествиях в других измерениях немало, а такой роман - всего один. Вернее, их два: действие этой книги (и ее внутреннее содержание) отчасти пересекается с написанным немного ранее романом "Достаточно времени для любви" - где повествование ведется от имени того же Вудро Вильсона. Он же, кстати, Лазарус Лонг - один из самых любимых персонажей Хайнлайна, возникающий в очень многих книгах мастера.
В целом, для меня (в чем со мной не все согласны), это не только одна из лучших книг данного автора, но и вообще одна из самых любимых и часто перечитываемых книг во всей мировой литературе.
На русском языке роман издавался трижды, но все три издания давно распроданы.