Ричард Лаймон - Дорога в ночь
Richard Laymon - Come Out Tonight, 1999
В самый неподходящий момент лопнул презерватив - и юноша убежал в ночной магазин. И не возвращался - достаточно долго, чтобы девушка ушла его искать. А вместо него нашла приключения, очень много, очень неприятных приключений.
Роман, написанный Лаймоном спустя рукава - проходной эротический триллер, причем с ударением на слове "эротический". Для постоянных поклонников автора - вполне приемлемо, для знакомства с его творчеством - далеко не лучший выбор. В Этом смысле гораздо лучше подойдет "Странствующий цирк вампиров" или, хотя бы, "Во тьме". Главный недостаток книги - в том, что у героев есть сюжетная функция, но, по сути, нет характеров.
К примеру, как мы узнаем, главная героиня - учительница на замену. Но это упоминается лишь для того, чтобы как-то объяснить, где персонаж видел ее раньше - и никак не влияет на ее поведение или мышление.
С главным противником - беда еще больше. Поначалу он был выписан вполне достоверно и узнаваемо. Но, по мере развития сюжета, его функция поменялась и мы сталкиваемся, по сути, с другим персонажем: он запросто убивает, причем его физических данных внезапно оказывается достаточно, чтобы справится со взрослым мужиком. Причем первоначально утверждается, что у него просто сорвало крышу, а потом выясняется, что он, вроде как, убивал и раньше. Цельного образа, на мой взгляд, не возникает.
Зато персонажи второго ряда, временами, оказывают неплохо, хоть и бегло выписаны. К примеру, парочка пацанов, которые спасают главную героиню, поначалу прописаны как живые, их реакция на голую женщину на заднем дворе довольно правдоподобна. Даже потом, когда они начинают вести себя как верные бойскауты - Лаймон не забывает предъявить читателю их скрытые мысли и побуждения, объяснить, что ребята - вовсе не идеальны, они просто не решаются переступить некий порог.
Зато этот порог довольно-таки легко переступает как сестра главной героини, так и ее компания. Впрочем, этот поворот в их поведении тоже выглядит более-менее правдоподобно: особенно для парня, который внезапно понял, что теперь - можно творить то, что он бы раньше сделать не осмелился. Более того, колебания могут означать гибель...
В целом: как обычно у Лаймона, герои делятся на чудовищ и их жертв, некоторые оказываются способны перейти из одной категории в другую. Слабая правдоподобность главных героев сказывается на восприятии книги: читается она с интересом, но сопереживания действующие лица вызывают не больше, чем персонажи кукольного театра. Отличная книга для чтения в транспорте или на пляже - не больше, но и не меньше. При условии, разумеется, что вы вообще читаете книги о маньяках и сексуальных извращенцах: брезгливым и чувствительным лучше сразу не брать в руки книг Лаймона.