]]>
]]>

Dark Shadows: Season 1, Episode 331 - 340

Dark Shadows 1966

Дэвид, крича от ужаса, отбивался от летучей мыши, но, когда взрослые прибежали на помощь - ее не оказалось в комнате. Более того, окно, в которое она якобы влетела, было накрепко заперто. Но, в таком случае, что это было? Очередной кошмар мальчика с бурным воображением или нечто более страшное? Например, галлюцинация...

Автор идеи: Дэн Кертис

В ролях: Луис Эдмондс, Дэвид Форд, Александра Айлс, Кэтрин Ли Скотт, Джоан Беннетт, Джонатан Фрид

Насколько я понимаю, авторы сериала решили завершить арку с Барнабасом, а потому его сюжетная линия (попытки скрыть свой вампиризм и поиски лекарства от него) наконец-то вышли на передний план. При этом, в лучших традициях "Мрачных теней" в сериале полно нестыковок, ошибок и недоработок, но, парадоксальным образом это не раздражает и не отталкивает зрителя. Как бы то ни было, сама история о вампире, который все больше паникует, делает глупости и, в результате, подвергает себя все большей опасности - это достаточно интересно.

331

Эта серия показывает, как минимум, две логические нестыковки и довольно забавные. Во-первых, Роджер,услышав сверху голос сына, бросается в гостиную первого этажа и спрашивает у своей сестры, что происходит. Отец не узнал голос сына и не понял, откуда идет звук? Во-вторых: а действительно - каким образом летучая мышь (нигде пока прямо не говорилось, что это был Барнабас) попала в комнату? Или вампиры уже могут проходить сквозь стены? Но об этой их способности пока ничего не сообщалось - хотя, при желании найти объяснение можно: к примеру, он мог превратиться в туман, войти через щелочку, потом превратиться в летучую мышь... Но тут уж бритва Оккама, полагаю, слегка затупилась бы. К тому же, подозреваю, что настоящее объяснение куда проще: создатели сериала, похоже, не особо задумывались над мелкими деталями его мифологии.

Для фанатов отметим, что это первый эпизод в котором текст вступления читает Джоан Беннетт.

332

В этом эпизоде со вступлением тоже получилось интересно: это первая серия, в которой Александра Айлс появляется, но не начитывает вводный текст. Ее героиня, кстати, делает забавную оговорку: она утверждает, что Дэвид вышел из кабинета, но, судя по тому, что мы видим на экране, он шел из кухни. Зато здесь один из самых забавных и заманчивых финалов за последние серии: Барнабас и Дэвид наконец встретились над гробом - хотя мальчик так и не видел прямого подтверждения, что его "кузен" - вампир. Если пересмотреть развязку эпизода, то становится заметно, насколько она, при всей ее увлекательности и мрачности действующих лиц, забавна: вампир успевает покинуть гроб строго в нужную секунду, потом подкрадывается и громко хлопает крышкой - во всем происходящем есть оттенок, напоминающий "Тома и Джерри".

333

Как и стоило ожидать, разрешился этот конфликт буквально в следующем эпизоде и самым предсказуемым образом: Дэвида спасла кстати подошедшая доктор Джулия, а когда, вдохновившись рассказом мальчика, Барк Девлин и доктор Вударт пришли в Старый Дом проверить подвал - никакого гроба там, разумеется не оказалось. Тут, правда, возникает пара вопросов: во-первых, зачем Барнабасу вообще было идти на противостояние с незваными гостями? Логичнее было бы сыграть в "полную открытость" и искреннее желание разоблачить фантазии ребенка. Во-вторых, как мне показалось, Барнабас завел их в какую-то другую часть подвала - но ранее мы даже не подозревали, что она там есть.

334

Эта серия, в своем роде, шедевр нелогичности даже по меркам "Мрачных теней". Его первая половина очень хороша, особенно разговор с Роджером. Он начинает разговор с Барком и доктором, как представитель местной "хорошей семьи", родственника которого обвиняют в абсурдных вещах на основании слов мальчика-фантазера, но постепенно становится понятно, что это - не более чем маска. Роджер - отец, который беспокоится за своего сына и находится в растерянности: он и хочет помочь своему ребенку и боится узнать, что его наследник сошел с ума. Актер не "пережимает", не напирает на внешние эффекты, но, на мой взгляд, довольно четко дает понять эти психологические переходы в своем персонаже. Роджеру редко достаются настолько выразительные сцены, но, надо отдать должное, актер отлично с ними справляется: по сути, его герой - один из самых "живых" в сериале.

Во второй половине этого эпизода доктор и Барк идут на кладбище с Дэвидом, чтобы заглянуть в мавзолей Коллинзов и убедиться, есть ли там тайная комната. По непонятным причинам, потайная дверь не открывается и два взрослых человека решают, что Дэвид фантазирует. Но почему им в голову не приходит сравнить размеры мавзолея внутри и снаружи? Казалось бы, это довольно очевидная мысль. Не говоря уж о том, что по панелям можно было и постучать, проверить, какой звук они издают. Зато увидев, что на гробе рядом лежит флейта, доктор тут же задумывается и решает, что это улика... Как хотите, но на мой взгляд, это едва ли не самая смешная сцена сериала на данный момент: мало ли кто мог занести ее в мавзолей, тем более, что выглядит флейта вполне обычной?

335

В этой серии доктор объясняет свою реакцию: его насторожила не сама по себе флейта, а многие накопившиеся "мелочи", вроде куклы Мэгги. По-своему логично, но эту реплику стоило бы перенсти в прошлую серию, чтобы избежать комического эффекта.

Это еще один эпизод, чей цветной оригинал не сохранился, существует только черно-белая копия весьма среднего качества. И снова хватает различных несшитостей: психолог - непонятно откуда взявшийся так быстро - несет шаблонную чушь про Сару как попытку "подружиться со смертью" - и никто не возразил ему очевидного: неизвестную девочку, похожую на Сару видели и другие люди, но никто не знает, откуда она взялась и куда делась. Ближе к концу эпизода Лиз рассказывает Барку неприятную новость: оказывается, продать дом, который присмотрели Барк и Вики нельзя - по условиям завещания предыдущего владельца продать его можно только члену семьи. Лиз даже предлагает новобрачным пожить где-то еще, пока дом нельзя будет легально продать, оспорив завещание в суде, - при этом непонятно, что мешает просто сдать этот дом на время, а продавать уже потом.

Стоит отметить и то, что доктор Вударт в очередной раз сменился: теперь его играет Питер Турджеон - предыдущий исполнитель роли отказался играть ее и дальше из-за забастовки, проходившей в то время. Об актере по первой серии с его участием сложно сказать ни плохое, ни хорошее - замена как замена.

336

Предыдущая серия закончилась ударно: доктор, наконец, столкнулся лицом к лицу с Сарой, причем нас даже не стали обманывать - пообщаться им таки удалось. Во время этого разговора с доктором Сара все время косится в сторону – то ли на съемочную группу, то ли, может быть, на монитор с подсказками. Во всяком случае, ее собеседник явно находится в другой стороне.

Она прямо заявляет, то некто не захотел, чтобы дверь открылась и «вчера она была запечатана», но сегодня Сара захотела ее открыть и потому «распечатала». Похоже, сверхъестественные существа еще и способны управлять дверьми – во всяком случае, некоторыми. Причем способна на это и Сара (призрак), и Барнабас (вампир): не смотря на то, что Сара не называла его прямо, кто еще мог хотеть запечатать дверь? Правда, тут есть и небольшое противоречие: Барнабас не мог знать, что герои отправились в фамильный склеп, но, конечно, он мог сделать логичный вывод, что после его подвала герои могут заинтересоваться и склепом тоже. С другой стороны, возможно, Сара просто не хочет выдавать себя – и запечатала ее сама, разозлившись на Дэвида. Это предположение, в целом, даже логичнее.

Следующая сцена, с Вики и Барком, крайне забавна: во-первых, ее зачем-то одели как маленькую девочку – характерное платье, бантик. Во-вторых, наша гувернантка едва ли не прямо заявляет, что если они не купят тот дом, то она не уверена, стоит ли спешить со свадьбой. Это выставляет персонажа в довольно любопытном свете для современного, испорченного воображения.

337

В этой серии сценаристов продолжают посещать гениальные идеи. Смотритель кладбища с пафосом вещает, что Барнабас – вылитый его предок и доктор, похоже, потрясен этим. Но, разве он ни разу не видел портрета в фойе Коллинспорта? Следующая сцена (разговор с Роджером в фойе Коллинспорта), кажется, намекает, что он просто не обращал на картину внимания – в принципе, это можно допустить, хотя, по мне, так это все равно выглядит натяжкой. А вот его поступок в финале – вообще не походит на действия взрослого и разумного человека: подозревая, что Барнабас, как минимум, что-то скрывает, а возможно и вовсе является ожившим мертвецом (слово вампир добрый доктор пока не называл) – он приходит домой к подозреваемому, заводит с ним, мягко говоря, вызывающий разговор – находясь наедине. Даже странно, что Барнабас не убил его – хотя был готов, чуть раньше, убить Дэвида.

338

Во время разговора Джулии с Барнабасом впервые красиво используется цвет: разные оттенки зеленого в одежде персонажей и шторах на фоне образуют весьма гармоничную картину. Буквально в следующей же сцене – разговоре Вики, Барка и Элизабет и Коллинспорте, цвета буквально спорят с друг другом и смотрятся довольно раздражающе, на мой непросвещенный вкус. Правда, если я правильно понимаю, цветное телевидение тогда было в новинку и я не думаю, что авторы «Мрачных теней» внимательно продумывали цвета.

Возвращаясь к теме свадьбы и жилья молодоженов: Элизабет предлагает им… жить в западном крыле дома, том, что стояло заброшенным – и все сомнения Вики о необходимости свадьбы тут же пропадают. Формально причиной тому – то, что ей не придется разлучаться с Дэвидом, воспитанником, но на деле, похоже, это было задумано, как лишнее подтверждение тому, что она – член семьи и подсознательно это чувствует. Тем же объясняется и странное предложение Лиз: позвать жить в доме гувернантку и бывшего заклятого врага семьи – мягко говоря, эксцентрично.

339

С точки зрения сценария – одна из самых изящных серий за последнее время: доктор роется в комнате Джулии, его едва не застает экономка, потом Джулия и Барнабас едва не успевают подняться в комнату, но их останавливают на «семейный совет». При этом создатели сериала не забывают не только поддерживать сюжетное напряжение в этой ветке, но и добавлять «вкусных» деталей в другие: пару минут назад, в Старом Доме Джулия едва не проговорилась о своих чувствах к Барнабасу, но он осмеял саму возможность этого. Посмотрите теперь, как он говорит «любой рад бы иметь такую спутницу, как мисс Винтерс» - и на реакцию доктора Хоффман: оператор даже специально перешел на крупный план, чтобы мы заметили мимику персонажей.

Правда, когда доктор Вударт таки обнаруживает дневник, он задерживается в комнате, чтобы полистать его и это может показаться натяжкой, но, с другой стороны, ему же нужно убедиться, что ему в руки попал именно тот дневник, который он искал. К тому же, надо полагать, что ему чисто по-человечески не терпится. В любом случае, развязка серии такова, что не перейти к следующему эпизоду сразу же – почти невозможно.

340

Серия развивается довольно любопытным образом и доктор Джулия Хоффман должна принять довольно неприятные решения: актриса как никогда хороша в этой роли, зритель до последнего подозревает, что она таки сломается. Разрешение ситуации, правда, вышло другим: Барнабас является лично. Причем снята сцена довольно любопытно: сначала за окном видна летучая мышь, потом в комнате материализуется сам Барнабас – из чего следует вывод, что вампиры «Мрачных теней» таки могут проходить сквозь стены. Ну или, как минимум, запертые окна. Но, что самое забавное – тень летучей мыши за окном пропадает уже после того, как Барнабас возникает в комнате, причем выглядит это так, словно она улетает, а не превращается в человека. В любом случае - прямое столкновение доктора и вампира - развязка интригующая, хотя я почти не сомневаюсь, что ее "сольют": во время предыдущего разговора доктор, мягко говоря, не жаждал переходить на сторону вампира, даже в научных целях.

До конца той арки, которая вдохновила, в свое время, римейк Тима Бертона остается всего ничего, 25 серий. Сериал по-прежнему крайне хорош в своей сфере: он не пытается давить, его настроение, чаще всего, довольно спокойное о нынешним меркам и, не смотря на все недостатки, "Мрачным теням" удается создать ощущение уютного мирка, в который хочется возвращаться.

Dark Shadows 1966

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us