King Crimson – Lizard
Нельзя не признать высокий музыкальный уровень третьего альбома King Crimson: здесь немало стилистических экспериментов, прогрессивный рок встречается с джазом и пытается слиться с ним воедино. Вот только любить этот альбом у меня не получается - как слушатель, с эмоциональной точки зрения, я считаю, что этот альбом уступает даже "In The Wake Of Poseidon", не говоря уж о грандиозном "In The Court Of The Crimson King".Впрочем, нельзя не отметить, что многие не разделяют моего мнения и любят этот альбом.
Cirkus (Including: Entry Of The Chameleons) 6:28
Indoor Games 5:38
Happy Family 4:15
Lady Of The Dancing Water 2:43
Lizard (22:24)
Prince Rupert Awakes
Bolero - The Peacock's Tale
The Battle Of Glass Tears (Including: Dawn Song / Last Skirmish / Prince Rupert's Lament)
С точки зрения состава участников, "Ящерица" записана переходным составом, который никогда не выступал на концертах. Итак, официальными участниками группы на тот момент значились:
Роберт Фрипп — гитара, меллотрон, клавишные;
Гордон Хаскелл — бас-гитара, вокал;
Мэл Коллинз — саксофон, флейта;
Энди Маккалох — ударные;
Питер Синфилд — тексты.
Хаскелл и Маккалох представлены как официальные участники группы только в этот раз. На первой части заглавной композиции участие так же принимал Джон Андерсон из "Yes" - в качестве приглашенного вокалиста.
С точки рения стилистики, альбом, с одной стороны, типичный представитель арт-рока тех времен: как сказал Умберто Эко о барочной литературе "тогда носили длинное". Это высказывание вполне подходит: исполнители арт-рока старались сочинять долгие, с усложненной структурой композиции, зачастую состоящие из нескольких, сравнительно независимых частей. На этом альбоме King Crimson лучшим примером этого подхода станет заглавная композиция "Lizard": на оригинальном виниле она занимает целиком вторую сторону пластинки.
Мое отношение к таким композициям, как правило, довольно простое: я редко воспринимаю их как целостные композиции, чего бы там не замышляли в свое время их авторы. И, как следствие, мне могут нравится отдельные части этого произведения - при полном равнодушие к остальным. Единственное, о чем я жалею - даже на компакт-дисках эти "песни" записывают отдельным куском и нет возможности послушать полюбившуюся часть, просто пролистав остальные. В случае с Lizard, такой темой является "Bolero - The Peacock's Tale". Кстати, сам Фрипп, видимо, разделяет мое мнение, потому что в примечаниях к альбому можно прочесть:
"Многие идеи представлены одновременно, но немногие из них работают. Разнообразные кусочки не уверены - стоит ли попытаться соединиться с основной темой или сохранить независимость... Исключением является "Болеро"... Эта мелодия поддерживала меня в трудные времена".
Если отвлечься от гигантоманской заглавной композиции, то Cirkus, открывающая альбом, начинается очень спокойно, почти балладно - вокал и акустическая гитара, но напряжение нарастает... И продолжает нарастать, пока не вступают остальные инструменты. Мне нравится здесь мелодия вокала, его эмоциональное звучание.... Отлично и довольно неожиданно звучит гитара: этакое фламенко, стальной голос струн, которого не ожидаешь от этой группы. Ну и грозная тема, создающая контраст к основной мелодии - в общем, не зря Cirkus считается одной из самых известных песен на альбоме. Причем "цирк" здесь, как мне кажется, подразумевается скорее в древне-римском понимании, чем в современном. Для современного цирка, скорее, подошла бы следующая композиция - ироничная Indoor Games. Вполне представляю себе парад-алле под эту мелодию - разве что темп слишком размеренный для циркового шествия... И снова, кстати, гитара Фриппа звучит стальным боем, напоминающим испанские наигрыши. Кстати, это едва ли не единственный альбом "Кримсон" где гитара ощутимо ушла с авансцены и подчинилась необходимости ансамблевой игры.
Ну и Happy Family с ее искаженным вокалом и "кривой", пародийной мелодией - тоже хороша. Неуловимым образом она мне всегда напоминала творчество The Residents.
Lady Of The Dancing Water - акустическая, изысканная баллада, написанная явно по тем же лекалам, что и «Moonchild» (альбом "In The Court Of The Crimson King") и «Cadence and Cascade» (альбом "In The Wake Of Poseidon") и уже по этому воспринимающая несколько вторично.
Как и у многих других альбомов группы, было выпущено переиздание с пятиканальным звуком и несколькими бонус-треками. Причем Стивен Уилсон из «Porcupine Tree», который занимался ремастированием записей, очень хотел поработать именно с этим материалом: по его мнению, звуковая насыщенность такова, что возможностей стерео-записи просто недостаточно. В чем-то он прав, разумеется...
В общем - да, я не считаю этот альбом большой творческой удачей любимой группы, но прошу заметить, что не самые сильные альбомы "Кримсон", на мой взгляд, далеко превосходят творческие взлеты коллективов масштабом поменьше.