Jesus Christ Superstar, 1970

25 марта 2012 г.Просмотров: 3359RSS
Рубрики: Музыка » ОбзорыМетки: ,
]]>
]]>

Jesus Christ Superstar, 1970

"Иисус Христос - суперзвезда", насколько я понимаю, первая рок-опера, когда-либо написанная. И, как мне кажется, она до сих пор остается лучшей. Лично я переслушивал ее очень часто, настолько, что вот уже несколько лет просто слышать не мог. Но снова соскучился. Причем, для разнообразия, я решил сравнить несколько версий этого шедевра - но начать, разумеется, с самой первой, которая ныне уже считается классической. Итак: 1970 год, партию Христа исполняет Ян Гиллан, хватает среди участников и других рокеров.

A1 Overture 3:59

A2 Heaven On Their Minds 4:23

A3 What's The Buzz / Strange Thing Mystifying 4:13

A4 Everything's Alright 5:15

A5 This Jesus Must Die 3:36

B1 Hosanna 2:07

B2 Simon Zealotes / Poor Jerusalem 4:49

B3 Pilate's Dream 1:28

B4 The Temple 4:43

B5 Everything's Alright 0:34

B6 I Don't Know How To Love Him 3:36

B7 Damned For All Time / Blood Money 5:11

C1 The Last Supper 7:10

C2 Gethsemane (I Only Want To Say) 5:33

C3 The Arrest 3:24

C4 Peter's Denial 1:27

C5 Pilate And Christ 2:46

C6 King Herod's Song (Try It And See) 3:02

D1 Judas' Death 4:17

D2 Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes) 5:13

D3 Superstar 4:16

D4 Crucifixion 4:04

D5 John Nineteen: Forty One 2:1

Состав:

Jesus of Nazareth - Ian Gillan
Judas Iscariot - Murray Head
Mary Magdalene - Yvonne Elliman
Pontius Pilate - Barry Dennen
King Herod - Mike d'Abo (экс-Manfred Mann)
Caiaphas - Victor Brox
Annas - Brian Keith
Simon Zealotes - John Gustafson
Peter - Paul Davis
Priest - Paul Raven (он же Гарри Глиттер)
Maid by the fire - Annette Brox

Для любого, кто знаком с оперой, очевидно, что главными героями являются Христос и Иуда - причем, Иуда, пожалуй, играет даже более активную и весомую роль. Что касается Христа в исполнении Гиллана, то временами его так и тянет назвать истериком: послушайте, например, как он выговаривает апостолам в арии What's The Buzz - за попытку просто поинтересоваться, что их, собственно ждет. И как тут же кричит на Иуду за попытку критиковать Марию Магдалину. В этом смысле Гиллан почти гениален: послушайте еще раз внимательно сначала Strange Thing Mystifying. Певец интонациями голоса передает ощущение того, что его герой вот-вот с кулаками набросится на Иуду. Высшей точки их противостояние достигает в последней трети оперы, в арии The Last Supper: где на фоне отрешенного пения апостолов про то, что они устали и хотят только выпить и поесть развивается дуэт Христа и Иуды - настолько драматичный, что его так и тянет называть дуэлью. Обратите внимание, что с другими собеседниками Иисус, как правило, пассивней: Пилат, который, последний раз встречаясь с назаретянином, едва только в падучей не бьется - натыкается на его полное спокойствие, за что даже обзывает его "куклой невинной". Разве что, во время знаменитой Hosanna, когда Пилат пытался его заставить урезонить поклонников - Христос отвечает ему довольно-таки надменно, а потом и вовсе начинает вести хор, так раздражающий священника.

В общем, исполнение Гиллана получилось впечатляющим: за счет манеры петь он умудряется формировать образ своего героя. Другой вопрос, что персонаж получается не слишком симпатичный, на мой вкус - но это уже претензии не к Гиллану.

Вторую, если не первую, по важности роль - Иуду - здесь исполняет Мюррей Хэд и получается у него это великолепно. Послушайте, сколько интонационных переходов только в одной Heaven On Their Minds, первой арии с его участием - и первой, собственно, во всей опере. Она начинается спокойно, почти задушевно, переходя потом в настоящий танцевальный вихрь, причем интонации певца то взвинчиваются почти до обвинительных, то снова становятся спокойными - виртуозная вещь, одна из самых любимых для меня во всей "Суперзвезде". Даже странно, что хитом Хэда с этого альбома стала другая ария, заглавная «Superstar», выпущенная на сингле и добравшаяся до 14 места в чартах "Биллбоард". Как раз она, на мой вкус, и не слишком выразительна музыкально. Впрочем, здесь мог сыграть свою роль текст: этакие размышления на тему, как мог бы выиграть Христос, если бы явился в наши дни - и нес бы свое слово по ТВ.

Едем дальше: Мария Магдалина, в роли которой выступает Ивонн Эллиман. Исполнение почти безукоризненное, не зря пресловутая ария "I Don't Know How To Love Him" так же стала отдельным хитом. Собственно, единственный раз, когда мне ее интерпретация не нравится - в Everything's Alright она все же срывается временами на визг - как, впрочем, и большинство других исполнителей в этой версии. Возможно, это попытка передать напор рок-музыки, но мне она уместной не кажется.

И все же мой любимый персонаж в этой постановке кое-кто иной. Это Каиафа - как его поет Виктор Брокс, у меня просто мурашки по коже. Мой любимый герой был в отрочестве - просто из-за небывало убедительного голоса. This Jesus Must Die - маленький, музыкальный и драматический шедевр. Послушайте, как в начале он спокоен в отличие от своих захлебывающихся эмоциями коллег по совету и как начинает нервничать далее, на словах:

I see bad things arising

The crowd crown Him king

Which the Romans would ban

I see blood and destruction

Our elimination because of one man

Blood and destruction because of one man

И потом, этот незабываемый взрыв эмоций в финале:

Fools! You have no perception!

The stake we are gambling are frighteningly high

We must crush Him completely

So like John before Him, this Jesus must die

Потрясающее исполнение. И кто бы что ни говорил, не слышу я в нем особо блюзовых ноток, даром, что исполнитель - блюзовый певец.

Что касается инструментальной стороны этой версии, то, на мой взгляд, она практически безупречна. Потрясающе точное соединение звучания оркестра и рок-инструментов: фанковые интонации Heaven On Their Minds, с этими незабываемыми упругими гитарами, разнообразные аранжировки. Единственная вещь, в которой аранжировка меня не особо устраивает это Crucifixion: звук ритм-секции там совершенно не нужен, уберите ее - и получится мрачный, по своему стильный дарк-эмбиент. Это в 1970-то году!

Подводя итог: отлично сделанный шедевр музыки, именно в этом исполнении я чаще всего и слушал рок-оперу. Перед последующими интепретаторами стояла непростая задача: исполнить ее так, чтобы не повторить чик-в-чик, но при этом и не нарваться на обвинения в извращении замысла. Но, об этом - в следующий раз.

купить произведения Эндрю Ллойда Уэббера

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us