]]>
]]>

Режиссер: Иширо Хонда

В ролях: Акира Такарада, Акихико Хирата, Такаси Симура, Фуюки Мураками, Сатио Сакаи, Тораноскэ Огава, Рен Ямамото, Мики Хаяши, Такео Оикава

Когда в Токийском заливе начали пропадать корабли, это сочли катастрофой. Но это были цветочки: пятидесяти метровый радиоактивный ящер, разбуженный атомными бомбардировками, вскоре вышел на улицы Токио...

Первый фильм про Годзиллу был снят в 1954 году, и его просмотр требует некоторых усилий: все же приемы актерской игра, операторской работы и вообще – методы создания фильмов заметно изменились. Но, приятно отметить, что смотреть его ничуть не сложнее, чем любой другой фантастически фильм той эпохи. Все-таки в «Годзилле» присутствует отличная история, и даже некоторая пища для размышлений.

За полтора с небольшим часа постановщики фильма умудрились изложить внятные истории нескольких человек, показать их совершенно разные точки зрения на происходящее – и все это не в ущерб действию, зрелищным эпизодам, которые и сейчас смотрятся довольно задорно.

В первую очередь привлекает внимание сюжетная линия профессора, которому так не хочется, чтобы Годзиллу уничтожили. Он получился на удивление живым персонажем, совершенно не похожим на своих «родственников» из западной кинофантастики. Даже проходные, казалось бы, персонажи, вроде репортера, ведущего трансляцию из города, в котором буянит Годзилла - даже они запоминаются. Когда наблюдаешь за тем, как он продолжает вещать до последней минуты, когда видишь мать, которая утешает свое дитя: «Скоро мы будем с папой!» - понимаешь, почему японские фильмы о Годзилле любимы до сих пор. В них есть эмоциональность, их героям сопереживаешь – не в ущерб зрелищности, отмечу.

Годзилла в этом фильме – 50-ти метровый ящер, радиоактивный и выдыхающий некий газ, воспламеняющийся в воздухе. Большую часть времени он проводит в воде, но на суше тоже вполне способен передвигаться. Более того, Годзилла, на момент первого фильма, единственный известный монстр такого рода – других нет, хотя в финале и высказывается предположение, что они могут существовать. При этом само существование Годзиллы не является секретом для местных жителей – у них существуют предания, видимо, относящиеся к древности. Так что жил он здесь с незапамятных времен, время от времени просыпался – не зря же жители упоминают о жертвоприношениях Годзилле. Но на этот раз его разбудила бомбежка, видимо, как раз Хиросимы и Нагасаки. Герои, в общем-то, высказываются в том смысле, что разбушевавшийся Годзилла – наказание человечеству, которое перешло границы допустимого. Вот только интересно, что бомбили-то Японию американцы, а значит (во всяком случае, с нашей, европейской точки зрения) они и виноваты в пробуждении Годзиллы. Судя по всему, для японцев это не так: может быть, сказался типично японский фатализм. Не зря же и японские призраки вы бесконечных кайданах мстят не прямым виновникам своих несчастий, а кому попало.

И все-таки сводить Годзиллу к метафоре бомбы, как это делают некоторые критики, мне кажется, не совсем верно. Если уж рассматривать этот фильм как метафору (хотя, на мой взгляд, эта история интересна сама по себе и не нуждается в вычитывании подобных прямолинейных подтекстов), то пусть это будет более широкая метафора войны вообще, а не иносказание о каком-то конкретном, пусть и очень трагическом ее эпизоде. Кстати, и в интервью членов съемочной группы звучали некоторые возражения против подобных, прямолинейных интерпретаций.

Интересно, что финал фильма, вообще-то, не предполагает продолжений. Годзиллу удалось уничтожить, а предупреждение, звучащее в финале, о том, что могут появиться и другие подобные монстры, если человечество не возьмется за ум, стоит расценивать, как подчеркивание морального вывода, а не намек на дальнейшие приключения.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us