]]>
]]>

Batman (1989)

Batman (1989), Тим Бёртон

В Готэм-сити очень много преступников и только Бэтмен - человек-летучая мышь, похоже, стоит на страже закона. Во время очередной разборки, преступник падает в чан с кислотой, но не гибнет, а преображается. Теперь это не просто бандит, это Джокер - сумасшедший маньяк с эксцентричным поведением. И только Бэьмен может его остановить...

Режиссер: Тим Бёртон

В ролях: Майкл Китон, Джек Николсон, Ким Бейсингер, Роберт Вул, Пэт Хингл, Билли Ди Уильямс, Майкл Гоф, Джек Пэланс, Джерри Холл, Трейси Уолтер

В связи с выходом на экраны заключительной части трилогии Нолана - начинаем ретроспективу экранизаций знаменитого комикса. Кстати, о самих комиксах тоже разговор будет - надо же сравнить, кто ближе к оригиналу...

Фильм Тима Бёртона - не самая первая экранизация историй про человека-летучую мышь, но если сказать "классический Бэтмен", то большинство зрителей подумают именно об этом фильме. Он стал путевкой в высшую лигу и для самого режиссера - и, глядя на его нынешние художества, хочется сказать, что, наверное, зря. Постановщик странных, но очень своеобразных сказок превратился в ремесленника на конвеере, для которого странность - лишь часть тщательно культивируемой "торговой марки". Впрочем, все это еще не имеет отношения к предмету сегодняшнего разговора.

Пересматривая фильм после стольких лет, нельзя не заметить, что фильм несколько устарел. К примеру, финальная разборка героев на улицах Готэма, да и сама их последняя драка - как-то не производят впечатления...

С другой стороны, к чему до сих пор невозможно придраться, так это к эстетике фильма: костюмы, декорации - все это завораживает до сих пор.

Камера летит очень низко, едва ли не по тротуару - и вдруг взмывает под небеса и мы понимаем, что перед нами здание: очень высокое, очень готическое - словно замок Дракулы. Здесь собираются гангстеры... Архитектурное смешение стилей, характерное для фильма, вроде бы, должно смотреться нелепо, но на деле оказывается идеальным способом показать на экране Готэм-сити.

Впечатляет и количество отличных актеров, снимавшихся в этом фильме. Изумителен Майкл Гоф, снимавшийся во всех трех продолжениях фильма в роли Альфреда, дворецкого. Впрочем, задолго до того, как Бёртон начал снимать кино, Гофу уже было чем похвастаться: к примеру, он сыграл в "Ужасе Дракулы" Теренса Фишера, сериале "Доктор Кто" (причем это были серии о "первом докторе").

В практически любой своей сцене, Альфред крадет ее - у всех разодетых гостей, у Бессингер с декольте... Посмотрите на его реакцию, когда репортер "осчастливил" его чаевыми... Невероятно забавно.

Джек Пэланс, звезда фильмов Джесса Франко и Джо Д’Амато, сыграл босса мафии - того самого, на которого герой Джека Николсона работал до своего превращения в Джокера.

Что касается ведущих актеров, то Ким Бейсингер выступает здесь, скорее, в амплуа "подружка главного героя" и играть ей здесь особо нечего - главные краски, которые она успевает внести в фильм это два десятка криков и блондинистая внешность. Впрочем, не мой типаж... Самое забавное, что ее героиня в комиксах была рыжей - но только из-за ошибки: замышлялась она как раз блондинкой.

Майкл Китон в роли Брюса Уэйна мне показался интереснее, чем собственно в роли Бэтмена, а вот о Джокере стоит поговорить. Да, это одна из самых известных ролей актера и его исполнение считается эталоном, но... Он же явно переигрывает и занимается буффонадой. Да, роль предполагает подобную трактовку, но считать это высоким актерским достижением.... Извините.

Перевод на лицензионном издании, как всегда, великолепен в своей точности. Журналист обращается к "бизнесмену"-гангстеру с вопросом, в русском переводе вопрос выглядит так:

- Это большая услуга. Должно быть вы были очень близки. Вместе мотали срок?

И все добродушно смеются... Вы себе представляете такую ситуацию в реальности? Я, как журналист - не очень. В оригинале вопрос звучит так:

- Проводили вместе время, когда были детьми?

Обратите внимание на отсылки к "Крестному отцу" в этой сцене: манера говорить этого "бизнесмена", хриплый голос, не очень внятное произношение - как у Брандо в фильме Копполы. И далее - фраза Джокера "Перо действительно могущественнее меча". Вам не напоминает знаменитое: "Один законник с портфелем награбит больше, чем десяток громил с автоматами"?

В целом, в фильме есть очень удачные сцены, есть не слишком хорошо получившиеся, но он до сих пор смотрится с интересом, спору нет. Если считать среди всех фильмов Бёртона, то я бы поставил его место на второе-третье: после "Битлджюса" и, возможно, после "Эдварда Руки-ножницы". В общем зачете фильмов о Бэтмане - посмотрим, к концу ретроспективы, так сказать.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru ya.ru myspace.com digg.com blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com yahoo.com yandex.ru del.icio.us